«Запорная арматура»


Задвижки - ключевой элемент трубопроводной системы

Запорная арматура служит обязательным атрибутом любого трубопровода. Задвижки являются запорными устройствами, которые чаще всего находят применение в промышленных трубопроводных системах. Проход в них перекрывается возвратно-поступательным перемещением затвора, который должен двигаться перпендикулярно потоку транспортируемой среды.

Задвижки обеспечивают полное открытие или закрытие запорного клапана. То есть, запирающий элемент всегда находится в максимальных положениях "закрыто" или "открыто". В положении открытого клапана транспортируемый поток не встречает сопротивления и движется совершенно свободно. Если сравнивать преимущества задвижки с другими видами запорной арматуры, то самым большим достоинством является малое гидравлическое сопротивление при открытом полностью проходе. Особенно это важно при транспортировке жидких сред с огромной скоростью.

Задвижки прекрасно работают, не зависимо от положения установки - горизонтального, вертикального или наклонного. Также несомненным достоинством является возможность работы с потоками повышенной вязкости и подачи транспортируемой среды в любом направлении, небольшая строительная длина. К явным недостаткам задвижек является трудность замены пришедших в негодность уплотнительных поверхностей затвора. При регулярной эксплуатации данную процедуру приходится выполнять довольно часто. Огорчает невысокая скорость срабатывания и невозможность работы с кристаллизующимися средами. В конце хода можно ожидать получение гидравлического удара.

Промышленность выпускает задвижки:

  • задвижки с выдвижным шпинделем;
  • задвижки с невыдвижным шпинделем.

Строительная высота задвижки с выдвижным шпинделем довольно большая. В процессе открытия или закрытия прохода шпиндель делает большое число оборотов. Поэтому задвижки больших диаметров комплектуются специальными электроприводами.

При классификации задвижек по конструктивным особенностям выделяют параллельные и клиновые задвижки. Задвижки клиновые с невыдвижным шпинделем предназначаются для трубопроводов, транспортирующих воду и пар при температуре до 100° С.

Разработаны специальные ГОСТы, которые регламентируют конструкцию, основные размеры и технические требования, предъявляемые к задвижкам. При помощи электропривода выполняется дистанционное управление комплексом задвижек, но предусмотрена возможность ручного управления, которое осуществляется с использованием червячного редуктора.

Если трубопровод установлен горизонтально, то задвижка устанавливается в вертикальном положении, вверх электроприводом. Задвижки и трубопровод соединяются при помощи фланцев определенных размеров. Клин, крышка и корпус традиционно изготавливаются из чугуна, набивка сальника - из асбеста, а прокладка из современного материала - паронита.

Шланговые задвижки являются одной из разновидностей запорной арматуры. Перекрытие потока среды в этом случае происходит запорным элементом, который в нужном месте пережимает эластичный шланг с транспортируемой средой внутри.

Классические задвижки изготавливаются из чугуна или стали. Они находят применение для герметичного отключения разнообразных технологических аппаратов. Установка чугунных задвижек предполагает огромный спектр транспортируемых сред. Это может быть вода и пар, газ и нефтепродукты. Поэтому задвижки должны быть просты в эксплуатации и надежны на протяжении десятков лет. Их долговечность определяет надежность всего комплекса инженерных сетей любого здания или сооружения.

Задвижки стальные

Самым распространенным видом запорной арматуры являются задвижки стальные. Они устанавливаются на магистральных и технологических трубопроводах для перекрытия потока транспортируемой среды и являются составной частью запорно-регулирующей арматуры. Указателем положения затвора, имеющим круговую или линейную шкалу, снабжены некоторые виды стальных задвижек. Они способны противостоять высоким температурам и коррозии, чем значительно продлевают срок службы арматуры и существенно расширяют границы ее применения. Задвижки стальные с трубопроводом соединяются с помощью фланцев. Если же необходима особая надежность и прочность соединения, то прибегают к помощи сварки. Естественно, что при демонтаже такого оборудования приходится сталкиваться со многими трудностями.

Современный рынок трубопроводной арматуры предлагает задвижки стальные различной конструкции, которые могут удовлетворить любые требования покупателей.

Тем более, что конструкция задвижек не отличается особой сложностью и не дает возможность регулировать поток транспортируемой среды. В трубопроводах, по которым пропускаются кристаллизирующиеся среды или потоки, содержащие твердые частицы задвижки стальные применять не рекомендуется. В таких случаях проблема решается с помощью кранов или запорных клапанов вертикального типа.

Классификация задвижек стальных

Современная классификация задвижек разделяет их по конструкции запирающего элемента, типу привода, расположению ходового узла, способом подсоединения к трубопроводу.

Конструкция запорного органа разделяет задвижки стальные на клиновые и параллельные. Характерной особенностью клиновых задвижек является то, что уплотнительные кольца расположены под незначительным углом и образуют клин. Из названия видно, что у параллельных задвижек уплотнительные кольца расположены строго параллельно друг другу.

Технология изготовления клиновых задвижек предполагает наличие задвижек с цельным клином или составным двухдисковым клином, который применяется при особых требованиях к системе герметичности.

Жесткий клин обеспечивает надежную конструкцию с достаточной герметичностью в задвижках малых диаметров. Если происходят колебания температуры транспортируемой среды, затвор может заклинить в корпусе, что неизбежно приведет к разгерметизации всей конструкции. Эту задачу прекрасно может решить затвор, изготовленный в виде упругого клина.

Параллельные задвижки также могут иметь различный вид затвора. Это может быть один диск или лист, либо два диска с распорным клином или пружиной. Если оборудование работает в сложных климатических условиях, то используются параллельные задвижки стальные со специальной смазкой, которые прекрасно противостоят коррозии. Консистентная смазка заполняет полость корпуса и уплотнительные кольца, что дает возможность повысить герметичность затвора.?

Задвижки стальные делятся на:

  • задвижки стальные с выдвижным шпинделем;
  • задвижки стальные с невыдвижным шпинделем.

При использовании задвижки стальной с выдвижным шпинделем, он совершает поступательное или винтовое движение, соответственно, вне полости задвижки находится ходовая резьба шпинделя и гайка. Если же шпиндель невыдвижной, то он совершает исключительно вращательное движение, при этом ходовая резьба находится непосредственно внутри полости задвижки и в прямом контакте с рабочей средой. Применение такие задвижки нашли для трубопроводов, перекачивающих минеральные масла, нефть и воду.

Управляются задвижки стальные дистанционно, при помощи ручного или электрического привода. Привод может быть с конической, червячной или цилиндрической зубчатой передачей.

Трубопроводная арматура обеспечивает водоснабжение

Водоснабжение имеет колоссальное значение как в рамках всего народного хозяйства отдельного государства, так и для обеспечения жизнедеятельности каждого человека. Без бесперебойных поставок холодной и горячей воды, а так же без налаженной системы канализации невозможно представить наше нормальное существование.

Водоснабжение – достаточно сложная система, безупречная работа которого обеспечивается отлаженной работой всех ее элементов на каждом отдельно взятом участке. Такую бесперебойную работу обеспечивает трубопроводная арматура.

Сам по себе термин «арматура» за все время своего существования применялся в различных значениях и в связи с разнообразными аспектами научно-технической деятельности человека. Во времена Римской империи под арматурой понимались оружие и военные снаряды. В России девятнадцатого века термин «арматура» тоже употреблялся, скорее, в военном смысле в качестве обозначения снаряжения солдат и украшений доспехов воинов. Сегодня арматура – это некая совокупность различных приспособлений, узлов и деталей, предназначенных для какого-либо сооружения либо конструкции. Например, печная арматура, арматура железобетонных конструкций, электротехническая, трубопроводная арматура и так далее.

Трубопроводная арматура – это различные устройства, которые применяются на трубопроводах, агрегатах и тому подобных сооружениях и предназначены для регулирования (в том числе отключения, распределения) потоков разнообразных сред (например, водной).

Основными параметрами, которыми характеризуется трубопроводная арматура, являются условный проход (номинальный размер) и условное (номинальное) давление.

Классифицировать трубопроводную арматуру достаточно сложно. Сама по себе трубопроводная арматура применяется в различных отраслях народного хозяйства (в том же водоснабжении, например), и к ней относят огромное количество изделий. Эти изделия в свою очередь классифицируются по разным признакам.

Но, несмотря на сложности в классификации, трубопроводная арматура все же разделяется специалистами в этой области на виды в зависимости от области применения, функционального назначения и конструктивного типа.

Учитывая различные сферы применения трубопроводной арматуры, ее можно разделить на такие виды:

  • трубопроводная арматура общего назначения (эту арматуру используют как раз в водопроводах, а также в системах отопления, паропроводах и газопроводах).
  • трубопроводная арматура промышленная для особых условий работы (криогенная, коррозионностойкая, фонтанная, арматура для абразивных гидросмесей и для сыпучих материалов).
  • трубопроводная арматура специальная, разрабатываемая и изготавливаемая по конкретным заказам в соответствии с особыми техническими требованиями (используется на уникальных установках, в том числе на атомных электростанциях).
  • трубопроводная арматура судовая (используется для эксплуатации на речных и морских судах с учетом особых условий работы).
  • трубопроводная арматура сантехническая (используется для бытовых нужд населения: в газовых плитах, кухонных раковинах и так далее).

Арматура запорная -

Вот, скажем, такое понятие как "запорная арматура". Для человека, несведущего в данном вопросе, говоря простыми словами, обывателя, оно ничего не скажет. Специалист же сможет рассуждать об этом вопросе несколько часов.

Начать можно с того, что такое арматура в принципе. Прежде всего, произошло это слово от латинского "armatura", что в переводе означает вооружение либо снаряжение. На сегодняшний день под арматурой (в частности, трубопроводной) подразумевают устройства и детали (клапаны, вентили, выключатели и так далее), которые не входят в состав основного оборудования, и на которые возложена функция по обеспечению нормальной работы этого оборудования.

Также различают несколько типов арматуры, например, задвижка, клапан, кран и другие. Вообще под типом подразумевается такая классификационная единица, которая характеризуется взаимодействием подвижного элемента затвора с потоком рабочей среды. Тип арматуры определяет основные конструкционные особенности самой арматуры.

Еще арматуру делят на различные виды. Вид арматуры - это так же, как тип, классификационная единица, которая характеризует функциональное назначение арматуры (например, арматура запорная, арматура регулирующая и так далее).

Каждый тип арматуры и ее вид имеет свои особенности. Для примера попробуем разобраться с таким видом арматуры как арматура запорная. Арматура запорная устанавливается для управления потоками рабочих сред путем изменения площади проходного сечения. Устанавливается арматура запорная на трубопроводах, агрегатах и сосудах.

Арматура запорная - это вид арматуры трубопроводной - делится на:

  • Арматура запорная - краны;
  • Арматура запорная - вентили;
  • Арматура запорная - задвижки;
  • Арматура запорная - заслонки;
  • Арматура запорная - клапаны;
  • Арматура запорная - компенсаторы;
  • Арматура запорная - фланцы;
  • Арматура запорная - переходники и так далее.

Все указанные виды арматуры изготавливаются из высококачественных материалов: бронзы, латуни, устойчивой к влиянию щелочей, и серого чугуна; и обрабатываются на современных токарных станках с программным управлением.

Без трубопроводной запорной арматуры практически невозможно представить себе строительство трубопроводов, административных зданий и жилого фонда. Именно поэтому большинство строительных магазинов имеет в своем ассортименте этот вид арматуры. Тут главное для покупателя - не растеряться от такого широкого выбора кранов, вентилей и клапанов.

Но такое сложное, на первый взгляд, оборудование как арматура запорная знакомо всем и каждому. Все мы по утрам, когда идем умываться или варить кофе сталкиваемся именно с трубопроводной запорной арматурой. Да, да! Речь, конечно же, идет обо всем известных водопроводных кранах и их внутреннем устройстве.

Трубопроводной арматурой являются устройства, предназначенные для регулировки, смешивания, отключения и подачи жидкостей и газов для распределения по трубопроводным магистралям, котлам, емкостям и другим модулям хранения, транспортировки и использования. При выпуске продукции используется тематический каталог трубопроводная арматура в нем делится по функциональным направлениям на промышленную, сантехническую, судовую и специальную.

Промышленный каталог трубопроводная арматура в котором применяется серийно, представляет собой устройства, которыми оснащают паропроводы, системы отопления, водопроводы, газопроводы.

Сантехнический каталог трубопроводная арматура которого применяется в быту, включает в себя регуляторы и предохранительные клапана небольшого диаметра для управления вручную. В своем большинстве это газовые плиты, раковины, ванные и другие устройства массового использования. Судовой каталог трубопроводная арматура в котором выпускается для судов морского и речного флота, подразделяется на устройства с повышенными требованиями эксплуатации, надежности, вибростойкости, пониженной массы, специализированными механизмами управления. При этом характеристики могут сочетаться и дополнять друг друга.

Каталог, трубопроводная арматура в котором наиболее требовательна в техническом отношении, имеет специализированную направленность для экспериментальных и уникальных промышленных прототипов и установок. В эту категорию можно отнести заказы для исследовательских и конструкторских бюро, атомных электростанций, нефтегазовых платформ и некоторых других узконаправленных областей.

Также существует функциональный каталог Трубопроводная арматура в нем делится на следующие категории:

  • запорная, для полного перекрытия;
  • регулирующая, для управления потока состава, давления, температуры;
  • распределительно-смесительная, для распределения по необходимым направлениям;
  • предохранительная, для защиты от чрезмерного давления путем выпуска;
  • защитная, для быстрого аварийного изменения в случае нарушения параметров рабочей среды;
  • массорапределительная и фазоразделительная, для автоматического изменения рабочей среды в зависимости от состояния и фазы.

Наиболее востребована запорная арматура, доля её использования во всех отраслях хозяйствования доходит до 80% относительно всей арматуры. К ней же относят контрольно-спусковую и пробно-спусковую арматуру. Тип управления трубопроводной арматуры делится по способу перекрытия и имеет такие формы исполнения: клапан-задвижка, кран-затвор, задвижка-затвор, заслонка-затвор, мембранный клапан и шланговый клапан. Метод управления подразделяет арматуру на управляемую и арматуру действующую автоматически. Управляемая арматура, в свою очередь, бывает с механическим и ручным приводом. Такое разделение позволяет максимально использовать потенциал трубопроводной арматуры и в зависимости от условий эксплуатации добиваться необходимой производительности.